Helsingin Sanomille: aloite vihaa lietsovien kuvien poistamisesta ja julkisen anteeksipyynnön esittämisestä

3.12.2018 HS:n artikkeli ”Jopa syntyperäinen suomalainen saattaa pian voida menettää kansalaisuutensa – Eduskunta alkaa käsitellä kiistanalaista lakiesitystä” kertoi että kansalaisuuden voisi menettää, jos henkilö olisi syyllistynyt vakaviin rikoksiin, mm. maanpetos-, valtiopetos- tai terrorismirikokseen. Tunteita herätti kahden passin kuva, josta toinen on venäläinen. HS:n artikkelista jää useimmille vaan kuvan perusteella epäluulo Suomen venäjänkielisiin. Itse artikkeli herättänyt paljon mitään, koska sitä ei ilmeisesti kukaan edes kunnolla lukenut.

Suomen venäjänkielisten vähemmistön voi kuvituksen perusteella huoletta leimata epäluotettavaksi. Heihin kohdistuvat kirjoitukset eivät koskaan saavuta ”vihapuhe” statusta, kuten negatiiviset kirjoitukset kaikista muista maahan tulleista kansalaisuuksista tekevät. Venäläisillä ei ole täällä omaa nettipoliisia sensuroimassa. Suomen venäjänkielisten vähemmistö odottaa, että HS ottaisi kantaa ja kommentoisi palstallaan omaa tulkinnanvaraista ja epämääräistä toimintaansa, koska em. artikkeli on herättänyt epäluuloisia tunteita Suomen sosiaalisen median toimintaa kohtaan. HS on lisännyt jänniteitä ja syrjäyttäviä puheita laittamalla vain Venäjän passin artikkelin kuvaan.

Ovatko venäläiset uhkana valtakunnan turvallisuudelle vai pidetäänkö heidän demonisointinsa avulla suuremmat ongelmat piilossa?

Request to remove the  imagery igniting hatred and to bring public apologies

On the 3rd of December 2018 Helsingin Sanomat published an article entitled: “Jopa syntyperäinen suomalainen saattaa pian voida menettää kansalaisuutensa – Eduskunta alkaa käsitellä kiistanalaista lakiesitystä”.

The article summarizes the situation around the recent Parliament bill proposing to deprive of the Finnish citizenship those civilians with more than one citizenship who have committed serious crimes.   The text of the article seems to be neutral and does not say anything about Russians committing crimes. We have no claims about the contents of the article itself, neither we want to discuss the legal initiative itself.

What is absolutely unacceptable and scandalously disgraceful is the scapegoating of a particular group of civilians, provoking hostility towards a certain ethnic group and igniting hatred between people of different ethnicities.   The article about grave crimes such as terrorism or treason committed by people with more than one citizenship is illustrated with an image of a hand holding a Finnish and a Russian passport, a caption below saying “Kaksoiskansalaisia on Suomessa eniten Venäjän kansalaisten keskuudessa” (“Russians are the biggest group in Finland holding double citizenship”).

Placing a visual image in the context of  verbal information creates strong associative links, even if the text and the image are not directly related. It is an often used means of creating attitudes in media, for instance, in commercial or political materials.

The image of the Russian passport in the verbal context of the loss of the Finnish citizenship, serious crimes, terrorism and treason creates strong negative attitude to a particular group of the population, in this case it is the Russian-speaking population. Singling out any social group, whether it is ethnic, religious or on the basis of their sexual preferences can not be tolerated in the democratic state. This is a clear case of not only discrimination, but moreover, of scapegoating and igniting hatred.    It is especially dangerous considering complicated historical Finnish-Russian relationships and the current political tensions (including the recent Nazi symbolism used by Neo-Nazi groups at the Independent Day demonstrations). Hostility already exists in the society; unleashing hatred between the citizens of Finland is dangerous, as hatred can become uncontrollable and the safety of innocent civilians can be put to threat.

We ask you to remove the image of the passports from your article and to bring public apologies. We ask you to recognize, that no ethnic group (and no individual, and no any other social group) should be singled out in a negative context.  It is important to recognize it publicly because the basis of the civil society is the principle of equality. This principle guarantees each member of the society equal treatment and basic safety. When such materials are published (especially by one of the most popular media sources) these principles are violated, there is no more equality and no more safety.

We also would like to mention, that our complaints on the official facebook page of Helsingin Sanomat have been deleted. There should be no censorship for people trying to defend their equality and safety, especially that the deleted complaints were polite and neutral. So far, Finland is a democratic state, and officially there are no second-rate citizens.

We hope for your understanding and for your addressing this case of igniting hatred.

Просим убрать фотоизображение, разжигающее ненависть и национальную вражду, формирующее негативный образ определённой этнической группы, и принести извинения

03.012.18 в ведущем издании Финляндии “Helsingin Sanomat” была опубликована статья «Jopa syntyperäinen suomalainen saattaa pian voida menettää kansalaisuutensa – Eduskunta alkaa käsitellä kiistanalaista lakiesitystä».   В статье рассказывается о недавнем законопроекте Парламента, предлагающим лишать финского гражданства лиц, имеющих более одного гражданства и совершивших серьезные преступления.   Текст статьи выглядит нейтральным и ничего не говорит о совершении преступлений россиянами. У нас нет претензий к содержанию самой статьи, и мы не хотим обсуждать саму правовую инициативу.

Однако абсолютно неприемлемой, унижающей достоинство и оскорбляющей чувства одного из национальных меньшинств Финляндии является фотоиллюстрация к статье. Помимо того, что помещение в тексте такой фотографии является приёмом подмены понятий и смещения акцентов, эта фотография провоцирует враждебность по отношению к определенной этнической группе и разжигание ненависти между людьми.   Статья о тяжких преступлениях, таких как терроризм или государственная измена, совершенных людьми с более чем одним гражданством, иллюстрируется изображением руки с финским и российским паспортом. Подпись ниже гласит: «Kaksoiskansalaisia ​​on Suomessa eniten Venäjän kansalaisten keskuudessa» («Русские - самая большая группа в Финляндии, имеющая двойное гражданство»).

Размещение визуального образа в данном контексте создает прочные ассоциативные связи, даже если текст и изображение не связаны напрямую. Это распространенный прием, который часто используется в коммерческих и политических материалах.

Образ российского паспорта в контексте изложения о тяжких преступлениях, терроризме и государственной измене создает резко негативное отношение к определенной группе населения, в данном случае к русскоязычным. Выделение какой-либо социальной группы, будь то этнической, религиозной или по признаку сексуальных предпочтений, недопустимо в демократическом государстве. Это явный случай не только дискриминации, но и формирования образа врага и разжигания ненависти.   Это особенно опасно, учитывая сложные исторические финско-российские отношения и текущую политическую напряженность (включая недавний случай с нацистской символикой, использованной неонацистскими группами на демонстрациях в День независимости Финляндии). В обществе уже существует враждебность, разжигание ненависти между гражданами Финляндии опасно, поскольку ненависть может стать неуправляемой, а безопасность ни в чем не повинных граждан может быть поставлена ​​под угрозу.

Мы просим вас удалить изображение паспорта из вашей статьи и принести публичные извинения. Мы просим вас признать, что ни одна этническая группа (и никакая личность, и никакая другая социальная группа) не может быть выделена в негативном контексте. Важно признать это публично, потому что основным законом гражданского общества является принцип равенства. Этот принцип гарантирует каждому члену общества равное обращение и базовую безопасность. Когда такие материалы публикуются (особенно одним из самых популярных источников СМИ), нарушаются и принципы равенства, и права граждан на личную безопасность.

Мы также хотели бы отметить, что наши жалобы на официальной странице Helsingin Sanomat в Facebook были удалены. Не должно быть никакой цензуры для людей, пытающихся защитить свое равенство и безопасность, особенно учитывая, что удаленные жалобы были вежливыми и нейтральными. Мы считаем Финляндию демократическим государством, в котором нет граждан второго сорта.

Мы надеемся на ваше понимание и на то, что вы рассмотрите этот случай разжигания ненависти.

Leena Schwartz, Evgeniia Kriuchkova, Alla Nesterovich    Ota yhteyttä adressin tekijään